Штрафы по маркировке в 2025: риски, суммы и как их избежать

Штрафы за нарушения правил маркировки: что грозит бизнесу и как избежать

Система обязательной маркировки товаров в России развернулась в полную силу, и теперь предприниматели, решившие сэкономить на соблюдении требований, рискуют не только репутацией, но и значительными финансовыми потерями. Штрафы за неправильную маркировку в 2024 году могут достигать полумиллиона рублей, а в особо тяжелых случаях дело может дойти до уголовной ответственности с лишением свободы до 6 лет.

Штрафы по маркировке: риски, суммы и как их избежать

Статистика проверок впечатляет: только за прошлый год в Ханты-Мансийском автономном округе было инициировано более 500 проверок и наложено штрафов на сумму свыше 10 миллионов рублей. При этом список маркируемых товаров постоянно расширяется — от традиционных подакцизных групп (табак, алкоголь) до предметов повседневного спроса (молочная продукция, безалкогольные напитки).

Подключим и настроим ЭДО в вашей компании. Оставить заявку

Система «Честный ЗНАК» стала неотъемлемой частью бизнес-процессов, и интерес к теме соблюдения требований маркировки среди предпринимателей растет пропорционально усилению контроля со стороны регуляторов. В этой статье мы разберем все существенные аспекты штрафов за нарушения маркировки и поделимся практическими рекомендациями, как не попасть под санкции.

Что такое обязательная маркировка и зачем она нужна

Обязательная маркировка товаров — это национальная система прослеживаемости, в рамках которой каждый товар получает уникальный цифровой код (DataMatrix или другой тип маркера), позволяющий отследить его путь от производителя до конечного потребителя. По сути, это цифровой паспорт продукции, содержащий ключевую информацию о товаре.

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) выступает оператором системы «Честный ЗНАК», а контроль за соблюдением правил маркировки осуществляют сразу несколько ведомств — Роспотребнадзор, ФНС и Федеральная таможенная служба. Такое многоуровневое регулирование обусловлено серьезностью проблемы, на решение которой направлена маркировка: по данным ЦРПТ, объем нелегального рынка в некоторых товарных категориях до введения маркировки достигал 30-40%.

Основная цель системы — защита потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции, а также создание равной конкурентной среды для добросовестных участников рынка. Кроме того, система помогает государству вести более эффективный налоговый и таможенный контроль, выявляя «серые» схемы поставок и неучтенные товарные потоки.

В экосистеме маркировки участвуют все звенья товарной цепочки:

  • Производители и импортеры (заказывают коды, наносят их на товар, вводят в оборот)
  • Логистические компании и дистрибьюторы (передают данные о перемещении товара)
  • Розничные продавцы (сканируют коды при продаже, выводят товар из оборота)
  • Потребители (могут проверить подлинность товара через мобильное приложение)
  • Регуляторы (контролируют соблюдение правил, проводят проверки)

Система работает в онлайн-режиме, собирая и анализируя данные обо всех операциях с маркированными товарами, что делает прозрачным весь путь товара от конвейера до потребительской корзины.

Какие товары подлежат обязательной маркировке

Перечень товарных групп

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, постоянно растет. Правительство последовательно добавляет в него новые категории, расширяя систему прослеживаемости на все большее количество товарных групп. Начав с меховых изделий в 2016 году как пилотного проекта, система маркировки к 2024 году охватила более полутора десятков различных товарных категорий.

В таблице ниже мы собрали основные товарные группы, для которых маркировка уже стала обязательной:

Категория товаров Срок начала обязательной маркировки Нормативный акт
Шубы и меховые изделия 12 августа 2016 г. Постановление Правительства РФ №787 от 11.08.2016
Табачная продукция 1 марта 2019 г. Постановление Правительства РФ №224 от 28.02.2019
Обувь 1 июля 2019 г. Постановление Правительства РФ №860 от 05.07.2019
Лекарственные препараты 1 октября 2019 г. Постановление Правительства РФ №1557 от 14.12.2018
Фотоаппараты и лампы-вспышки 1 октября 2020 г. Постановление Правительства РФ №1953 от 31.12.2019
Шины и покрышки 1 ноября 2020 г. Постановление Правительства РФ №1958 от 31.12.2019
Духи и туалетная вода 1 октября 2020 г. Постановление Правительства РФ №1957 от 31.12.2019
Товары легкой промышленности 1 января 2021 г. Постановление Правительства РФ №1956 от 31.12.2019
Молочная продукция 1 июня 2021 г. (поэтапно) Постановление Правительства РФ №2099 от 15.12.2020
Упакованная вода 1 декабря 2021 г. Постановление Правительства РФ №841 от 31.05.2021
Пиво и слабоалкогольные напитки 1 апреля 2023 г. (поэтапно) Постановление Правительства РФ №2173 от 30.11.2021
Медицинские изделия 1 марта 2024 г. Постановление Правительства РФ №1906 от 11.11.2022
Безалкогольные напитки 1 марта 2024 г. (поэтапно) Постановление Правительства РФ №1497 от 26.08.2023
Биологически активные добавки 1 сентября 2024 г. Постановление Правительства РФ №673 от 29.04.2023
Велосипеды и велосипедные рамы 1 сентября 2024 г. Постановление Правительства РФ №2321 от 11.12.2023

Стоит отметить, что в некоторых товарных группах введение маркировки происходит поэтапно. Например, для молочной продукции процесс начался с сыров и мороженого, а затем распространился на молоко, сметану и другие продукты с более коротким сроком хранения.

Переходные периоды и исключения

Система обязательной маркировки не появляется в отрасли мгновенно — правительство предусматривает переходные периоды, чтобы участники рынка могли адаптироваться к новым требованиям. Такая поэтапность — разумный компромисс между необходимостью контроля и возможностями бизнеса по перестройке процессов.

Для многих товарных групп переходному периоду предшествует эксперимент, когда предприниматели могут добровольно подключиться к системе маркировки, изучить принципы работы и настроить бизнес-процессы. В 2024 году в экспериментальном режиме маркируются:

  • Икра осетровых и лососёвых рыб (до 31 марта 2024 года)
  • Титановая металлопродукция (до 31 марта 2024 года)
  • Отдельные виды товаров для детей (до 1 декабря 2024 года)
  • Технические средства реабилитации (до 31 августа 2024 года)
  • Радиоэлектроника (до 28 февраля 2025 года)
  • Оптоволокно (до 1 декабря 2024 года)
  • Ветеринарные препараты (до 31 августа 2024 года)
  • Растительные масла (до 31 августа 2024 года)
  • Корм для животных (до 31 августа 2024 года)

Существуют категории товаров, которые временно освобождены от маркировки даже после официального старта системы. К таким исключениям относятся:

  1. Товары, произведенные для собственных нужд предприятия (не для реализации)
  2. Образцы для испытаний и сертификации
  3. Образцы для выставок и демонстраций (без цели продажи)
  4. Подарки и рекламные образцы не для продажи (с соответствующей маркировкой)
  5. Товары, вывозимые за пределы России (для некоторых категорий)

Особые условия также действуют для предприятий, работающих в удаленных и труднодоступных местностях — им могут предоставляться отсрочки по срокам передачи данных в систему «Честный ЗНАК». Например, для медицинских организаций в таких регионах срок подачи сведений о выбытии лекарственных препаратов увеличен до 30 дней (вместо стандартных 5).

Важно понимать, что наличие переходного периода не освобождает полностью от ответственности — участники рынка должны готовиться к полноценному запуску системы заранее, чтобы избежать критических ошибок и связанных с ними штрафов.

Обязательные шаги для легальной торговли с маркировкой

Соблюдение требований маркировки — это не разовое мероприятие, а выстроенный бизнес-процесс, который требует последовательных действий и контроля на всех этапах. Рассмотрим основные шаги, которые необходимы предпринимателю для соответствия требованиям закона:

  1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) УКЭП — это фундамент всей работы с маркировкой. Без нее невозможна ни регистрация в системе, ни дальнейшее взаимодействие с ней. Подпись должна быть оформлена на руководителя организации или ИП в аккредитованном удостоверяющем центре. Важно выбрать УКЭП с поддержкой криптографии по ГОСТ Р 34.10-2012, иначе регистрация в системе будет невозможна.
  2. Регистрация в системе «Честный ЗНАК» После получения УКЭП необходимо зарегистрироваться на портале честныйзнак.рф. При регистрации указываются данные организации или ИП, выбираются товарные группы, с которыми вы работаете, и заполняются сведения о местах осуществления деятельности. Срок регистрации различается для разных товарных групп, но как правило составляет 7 дней с момента начала работы с маркированными товарами.
  3. Подключение к оператору электронного документооборота (ЭДО) Все операции с маркированными товарами должны сопровождаться электронными документами. Для этого необходимо заключить договор с оператором ЭДО (например, СБИС, Диадок, Такском). Оператор обеспечивает передачу электронных документов между контрагентами и в систему «Честный ЗНАК».
  4. Приобретение и настройка оборудования Для работы с маркированными товарами понадобится:
    • 2D-сканер для считывания кодов маркировки (обычный линейный сканер не подойдет)
    • Кассовая техника с поддержкой ФФД 1.2 и фискальным накопителем ФН-М
    • Для производителей и импортеров — принтер этикеток для нанесения кодов
    • Опционально: терминал сбора данных (ТСД) для более эффективной приемки товара
  5. Заключение соглашения с оператором фискальных данных (ОФД) Для розничных продавцов обязательно заключение соглашения с ОФД о передаче данных о продаже маркированной продукции в систему «Честный ЗНАК». ОФД выступает связующим звеном между кассой и системой маркировки.
  6. Обеспечение передачи данных на всех этапах оборота товара На каждом этапе работы с маркированным товаром (приемка, перемещение, продажа, возврат) необходимо передавать соответствующие данные в систему «Честный ЗНАК»:
    • Производители/импортеры передают сведения о вводе товара в оборот
    • При передаче товара — данные о смене собственника
    • При розничной продаже — данные о выводе из оборота
    • При возврате — данные о повторном вводе в оборот
  7. Обучение персонала Часто нарушения возникают из-за человеческого фактора. Персонал должен понимать принципы работы с маркированными товарами, знать особенности сканирования кодов, алгоритм действий при обнаружении проблемных кодов и процедуры возврата товара.
  8. Настройка учетной системы Для бесшовной интеграции процессов маркировки в бизнес рекомендуется использовать программное обеспечение, которое умеет работать с системой маркировки — передавать и получать данные, проверять статусы кодов, формировать отчеты.

Соблюдение всех перечисленных шагов — не просто формальность, а залог безопасной работы с маркированными товарами и минимизация рисков получения штрафов и других санкций.

Какие действия считаются нарушением правил маркировки

Несмотря на кажущуюся сложность системы маркировки, основные нарушения можно свести к двум ключевым проблемам: отсутствие кода маркировки и манипуляции с кодами. Именно они составляют фундамент большинства нарушений, за которые предусмотрена ответственность. Рассмотрим подробнее, какие конкретные действия (или бездействие) могут привести к штрафам.

  • Отсутствие кода маркировки на товаре Наиболее очевидное нарушение — продажа, транспортировка или хранение товара без нанесенного кода маркировки, если товар входит в перечень подлежащих обязательной маркировке. Причем неважно, по какой причине код отсутствует: не нанесен производителем, поврежден при транспортировке или удален намеренно.
  • Использование поддельных кодов маркировки Второе серьезное нарушение — работа с фальшивыми кодами. Это может быть как умышленная подделка (копирование кодов с других товаров), так и использование нечитаемых или некорректно сгенерированных кодов.
  • Отсутствие регистрации в системе «Честный ЗНАК» Все участники оборота маркированной продукции обязаны зарегистрироваться в системе в установленные сроки. Незарегистрированная компания автоматически становится нарушителем, даже если во всем остальном соблюдает правила.
  • Нарушение сроков передачи сведений в систему Для каждого этапа оборота маркированного товара (ввод в оборот, передача права собственности, вывод из оборота) установлены сроки передачи данных в систему «Честный ЗНАК». Например, на подтверждение приемки товара обычно дается 3 дня, а на передачу сведений о розничной продаже — не более 30 дней.
  • Введение в оборот товара без разрешительной документации При вводе товаров в оборот необходимо указывать сведения о разрешительных документах (сертификатах, декларациях соответствия). Отсутствие этих сведений или предоставление недостоверной информации является нарушением.
  • Возврат в оборот «чужих» товаров При возврате товара от покупателя и его повторном вводе в оборот необходимо проверять, был ли данный код ранее на балансе компании. Попытка ввести в оборот товар, который никогда не принадлежал компании, считается нарушением.
  • Торговля выше максимальной розничной цены (МРЦ) Для табачной продукции установлена максимальная розничная цена, которая указывается на упаковке и содержится в коде маркировки. Продажа сигарет по цене выше МРЦ является нарушением.
  • Продажа без сканирования кода маркировки Розничные продавцы обязаны сканировать код маркировки при продаже товара и передавать эти данные через ОФД в «Честный ЗНАК». Продажа без сканирования (или с имитацией сканирования) — нарушение.

Примеры из практики:

Случай 1: Магазин одежды в Тульской области принимал товар без проверки кодов маркировки. В результате проверки Роспотребнадзора было выявлено, что 30% товара имели нечитаемые или отсутствующие коды. Товар был конфискован, владельцу выписан штраф в размере 300 000 рублей.

Случай 2: Производитель молочной продукции указывал в системе маркировки недостоверные сведения о декларациях соответствия. После проверки ФНС компания получила штраф 100 000 рублей и предписание устранить нарушения в течение 10 дней.

Случай 3: Сеть табачных магазинов продавала сигареты без сканирования кодов маркировки, не передавая данные в «Честный ЗНАК». Выявлено более 2000 эпизодов нарушений, компания оштрафована на 500 000 рублей, директор дисквалифицирован на 2 года.

Понимание типичных нарушений и их последствий — первый шаг к выстраиванию процессов, которые помогут избежать штрафов и санкций со стороны контролирующих органов.

Какие штрафы грозят за нарушение правил маркировки

Административная ответственность

Основная ответственность за нарушения в сфере маркировки установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ. Статья 15.12 КоАП РФ предусматривает штрафы за производство, приобретение, хранение, перевозку или продажу товаров без маркировки, а также с нарушением требований к маркировке.

Размер штрафа зависит от нескольких факторов:

  • Организационно-правовая форма нарушителя (физлицо, ИП, должностное лицо, юрлицо)
  • Товарная категория (подакцизные товары, например табак и алкоголь, влекут более высокие штрафы)
  • Характер нарушения (отсутствие маркировки, подделка кодов, нарушение сроков)
  • Наличие отягчающих обстоятельств (повторность нарушения, крупный размер)

Вот основные виды административных штрафов за нарушения маркировки:

Вид нарушения Статья КоАП Штраф для ИП и должностных лиц Штраф для юрлиц
Отсутствие кода маркировки на товаре (для большинства товарных групп) ч. 4 ст. 15.12 5 000 – 10 000 ₽ + конфискация 50 000 – 300 000 ₽ + конфискация
Отсутствие кода маркировки на табачной продукции, пиве и слабоалкогольных напитках ч. 4 ст. 15.12 30 000 – 50 000 ₽ + конфискация 300 000 – 500 000 ₽ + конфискация
Продажа табачной продукции выше МРЦ ч. 4 ст. 14.3.1 50 000 ₽ или дисквалификация до 3 лет Двукратный размер излишне полученной выручки (но не более чем за 1 год)
Несвоевременная регистрация в системе «Честный ЗНАК» ч. 1 ст. 8.28.1 1 000 – 10 000 ₽ или предупреждение 50 000 – 100 000 ₽
Продажа товаров без передачи данных в систему маркировки ч. 2 ст. 15.12.1 1 000 – 10 000 ₽ или предупреждение 50 000 – 100 000 ₽
Нарушение сроков передачи сведений (общее правило) ч. 1 ст. 15.12.1 1 000 – 10 000 ₽ или предупреждение 50 000 – 100 000 ₽
Нарушение сроков передачи сведений о лекарствах ч. 1 ст. 6.34 5 000 – 10 000 ₽ или предупреждение 50 000 – 100 000 ₽
Ввод в оборот товара без разрешительной документации ч. 2 ст. 15.12.1 1 000 – 10 000 ₽ или предупреждение 50 000 – 100 000 ₽
Ввод в оборот «чужого» товара ч. 2 ст. 15.12.1 1 000 – 10 000 ₽ или предупреждение 50 000 – 100 000 ₽

Помимо штрафов, за нарушения в сфере маркировки может применяться конфискация немаркированной или неправильно маркированной продукции. После конфискации товар, как правило, уничтожается без возможности его возврата владельцу.

Для малого бизнеса предусмотрены определенные льготы: штрафы для них составляют не полную сумму, а половину от максимального размера штрафа для юрлиц (для многих нарушений это 25 000 – 50 000 рублей вместо 50 000 – 100 000 рублей).

Важно отметить, что штрафы могут накладываться за каждый эпизод нарушения. Например, если в магазине обнаружено 100 единиц немаркированного товара, теоретически могут быть наложены 100 штрафов. На практике обычно оформляется один протокол, но сумма штрафа назначается ближе к верхней границе.

Кроме того, статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает возможность замены штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые совершивших административное правонарушение и устранивших его последствия. Однако это относится не ко всем нарушениям и применяется по усмотрению суда или проверяющего органа.

Уголовная ответственность

В особо серьезных случаях за нарушения правил маркировки товаров может наступить уголовная ответственность. Это происходит, когда речь идет о крупных партиях немаркированной продукции, организованных схемах подделки кодов маркировки или систематических нарушениях с причинением значительного ущерба.

Основной статьей Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за нарушения в сфере маркировки, является статья 171.1 «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации».

Важно понимать, что уголовная ответственность наступает при достижении определенного порога — так называемого «крупного» или «особо крупного» размера нарушения. Эти пороги различаются для разных товарных групп:

  • Для табачной продукции и алкогольных напитков:
    • Крупный размер — от 100 000 рублей
    • Особо крупный размер — от 1 000 000 рублей
  • Для продуктов питания:
    • Крупный размер — от 400 000 рублей
    • Особо крупный размер — от 1 500 000 рублей
  • Для прочих маркируемых товаров:
    • Крупный размер — от 3 500 000 рублей
    • Особо крупный размер — от 13 500 000 рублей

Рассмотрим возможные меры уголовной ответственности:

  1. За производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров в крупном размере:
    • Штраф до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 2 лет
    • Принудительные работы на срок до 3 лет
    • Лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 80 000 рублей (или в размере дохода за период до 6 месяцев)
  2. За те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору:
    • Штраф от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы за период от 1 до 3 лет
    • Принудительные работы на срок до 4 лет
    • Лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом до 100 000 рублей (или в размере дохода за период до 1 года)
  3. За те же деяния, совершенные в особо крупном размере или организованной группой:
    • Штраф от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы за период от 1 до 3 лет
    • Принудительные работы на срок до 5 лет
    • Лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 1 000 000 рублей (или в размере дохода за период до 5 лет)

Отдельная статья УК РФ (ст. 327.1) предусматривает ответственность за подделку и использование поддельных средств идентификации для маркировки товаров. Эта статья применяется, когда злоумышленники намеренно создают или используют фальшивые коды маркировки. Санкции здесь также серьезные: от штрафа до 300 000 рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.

Важно понимать, что уголовная ответственность может наступить не только для непосредственных исполнителей нарушения, но и для руководителей организаций, которые знали о совершаемых нарушениях и не предприняли мер по их устранению.

На практике к уголовной ответственности привлекаются в основном организаторы крупных схем нелегального оборота немаркированной продукции, а не рядовые участники рынка, допустившие отдельные нарушения. Тем не менее, сам факт наличия уголовной ответственности демонстрирует серьезность, с которой государство относится к соблюдению правил маркировки.

Предупреждение вместо штрафа

В некоторых случаях за нарушения правил маркировки предприниматель может получить не штраф, а предупреждение. Это более мягкая мера административной ответственности, которая не влечет финансовых потерь, но фиксируется в истории нарушений компании.

Возможность замены штрафа предупреждением предусмотрена статьей 4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением». Согласно этой статье, являющейся своего рода «спасательным кругом» для бизнеса, административное наказание в виде штрафа может быть заменено предупреждением при соблюдении всех следующих условий:

  1. Лицо впервые совершило административное правонарушение Если в течение предшествующего года у вас не было зафиксированных нарушений по той же статье КоАП, вы считаетесь «первичным» нарушителем и можете претендовать на предупреждение.
  2. Правонарушение совершено субъектом малого или среднего предпринимательства Эта мера поддержки распространяется только на малый и средний бизнес, включая ИП. Крупные компании правом на замену штрафа предупреждением не обладают.
  3. Отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда Если нарушение не нанесло ущерба жизни, здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, и не создало угрозу такого вреда.
  4. Отсутствие имущественного ущерба Нарушение не должно было повлечь за собой имущественный ущерб.
  5. Правонарушение устранено Последствия нарушения должны быть устранены к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Важно отметить, что замена штрафа предупреждением — это право, а не обязанность контролирующего органа или суда. Решение принимается с учетом всех обстоятельств дела.

Кроме того, есть ряд нарушений, по которым замена штрафа на предупреждение не допускается. В контексте маркировки это:

  • Отсутствие маркировки на алкогольной и табачной продукции
  • Подделка кодов маркировки
  • Повторные нарушения одного типа в течение года

Пример из практики:

Небольшой магазин косметики в Калужской области нарушил сроки передачи данных в систему «Честный ЗНАК» при приемке партии духов. Предприниматель сразу признал ошибку, устранил нарушение, отправив необходимые данные, и предоставил доказательства, что это был единичный сбой, вызванный техническими проблемами. Территориальное управление Роспотребнадзора, учитывая все обстоятельства и первичность нарушения, вынесло предпринимателю предупреждение вместо штрафа.

Для увеличения шансов на замену штрафа предупреждением рекомендуется:

  • Сразу признать факт нарушения (если он действительно имел место)
  • Предоставить доказательства, что нарушение было непреднамеренным
  • Оперативно устранить все последствия нарушения
  • Предоставить план мероприятий по недопущению подобных нарушений в будущем
  • Апеллировать к положениям статьи 4.1.1 КоАП при рассмотрении дела

Замена штрафа предупреждением — это одна из мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса в условиях постоянно усложняющегося регулирования. Однако не стоит рассчитывать на эту меру как на гарантированную «подушку безопасности» — гораздо надежнее выстроить бизнес-процессы так, чтобы нарушений не возникало вовсе.

Как избежать штрафов: профилактика и проверка на соответствие

Работа с маркированными товарами без нарушений — это не просто удача, а результат грамотно выстроенных бизнес-процессов и системного подхода. Рассмотрим ключевые меры профилактики, которые помогут минимизировать риски штрафов.

Автоматизация процессов маркировки

Человеческий фактор — одна из главных причин нарушений. Ручная проверка кодов маркировки, визуальный контроль документов и другие «аналоговые» методы неизбежно приводят к ошибкам. Автоматизация критически важных процессов значительно снижает риски:

  • Интегрированные учетные системы. Используйте программное обеспечение, которое автоматически проверяет статусы кодов в системе «Честный ЗНАК», сверяет коды в документах и на товаре, напоминает о сроках передачи данных.
  • Электронный документооборот. Полностью переходите на ЭДО при работе с маркированными товарами. Это исключает ошибки при ручном вводе данных и обеспечивает автоматическую передачу информации в «Честный ЗНАК».
  • Приложения для проверки кодов. Внедрите в рабочий процесс использование мобильных приложений (например, «Честный ЗНАК.Бизнес»), которые позволяют быстро проверить легальность кода маркировки.

Техническое оснащение

Правильное оборудование — фундамент безопасной работы с маркировкой:

  • 2D-сканеры или терминалы сбора данных. Убедитесь, что ваше оборудование способно корректно считывать Data Matrix коды. Линейные сканеры для этого не подходят.
  • Кассы с поддержкой ФФД 1.2. Проверьте, что ваши кассовые аппараты работают в актуальном формате фискальных документов и имеют фискальный накопитель с маркировкой «М».
  • Регулярное обновление ПО. Следите за обновлениями программного обеспечения кассовой техники и сканеров. Устаревшие версии могут некорректно обрабатывать коды маркировки.

Работа с персоналом

Даже самое совершенное оборудование не спасет, если сотрудники не знают, как с ним работать:

  • Регулярное обучение. Проводите тренинги для персонала, особенно при появлении новых товарных групп, подлежащих маркировке.
  • Четкие инструкции. Разработайте пошаговые регламенты работы с маркированными товарами на всех этапах: приемка, хранение, продажа, возврат.
  • Мотивация на соблюдение правил. Внедрите систему поощрений за отсутствие нарушений и штрафных баллов за ошибки в работе с маркировкой.

Работа с поставщиками

Значительная часть проблем с маркировкой начинается на этапе приемки товара:

  • Проверка поставщиков. Работайте только с надежными контрагентами, имеющими положительную историю в системе «Честный ЗНАК».
  • Договорные обязательства. Включите в договоры с поставщиками пункты об ответственности за поставку немаркированного товара или товара с проблемными кодами.
  • 100% входной контроль. Проверяйте каждую единицу маркированного товара при приемке, не полагаясь на выборочную проверку.

Регулярный внутренний аудит

Не ждите проверок — контролируйте процессы сами:

  • Плановые самопроверки. Регулярно проводите внутренний аудит всех процессов, связанных с маркировкой.
  • Мониторинг личного кабинета. Ежедневно проверяйте личный кабинет в системе «Честный ЗНАК» на наличие уведомлений, предупреждений или ошибок.
  • Контроль сроков. Отслеживайте сроки передачи данных в систему маркировки с помощью календаря или автоматических напоминаний.

Чек-лист для самопроверки

Предлагаем простой чек-лист, который поможет оценить готовность вашего бизнеса к работе с маркированными товарами:

✓ Зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» по всем необходимым товарным группам
✓ Имеется действующая УКЭП руководителя или уполномоченного лица
✓ Заключен договор с оператором ЭДО
✓ Кассы обновлены до ФФД 1.2, установлен ФН-М
✓ Имеются 2D-сканеры для считывания кодов маркировки
✓ Есть договор с ОФД о передаче данных в «Честный ЗНАК»
✓ Персонал обучен работе с маркированными товарами
✓ Разработаны внутренние регламенты для всех процессов маркировки
✓ Настроены процессы проверки кодов при приемке товара
✓ Реализован механизм контроля сроков передачи данных
✓ Настроена интеграция учетной системы с «Честным ЗНАКом»
✓ Есть алгоритм действий при обнаружении проблемных кодов

Соблюдение всех перечисленных мер не гарантирует 100% защиту от нарушений, но значительно снижает риски штрафов и других санкций. Профилактика всегда дешевле, чем лечение последствий, особенно когда речь идет о штрафах, которые могут достигать сотен тысяч рублей.

Кто контролирует соблюдение требований и как проходят проверки

Соблюдение правил маркировки контролируют сразу несколько ведомств, каждое из которых имеет свою сферу ответственности и полномочия. Такой многоуровневый контроль обусловлен важностью системы прослеживаемости товаров для экономики страны.

Основные контролирующие органы

Роспотребнадзор — основной надзорный орган в сфере маркировки. В его компетенцию входит:

  • Проверка наличия маркировки на товарах
  • Контроль достоверности сведений в маркировке
  • Выявление нелегальной продукции
  • Проверка соблюдения прав потребителей при продаже маркированных товаров

Федеральная налоговая служба (ФНС) контролирует:

  • Соблюдение порядка применения ККТ при продаже маркированных товаров
  • Передачу фискальных данных в «Честный ЗНАК» через операторов ОФД
  • Отражение операций с маркированными товарами в налоговом учете

Федеральная таможенная служба (ФТС) следит за:

  • Ввозом маркированных товаров на территорию РФ
  • Соблюдением правил маркировки при импорте
  • Выявлением контрафактной продукции на таможенной границе

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) определяет:

  • Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
  • Правила маркировки для каждой товарной группы
  • Сроки введения обязательной маркировки

Прокуратура осуществляет:

  • Общий надзор за соблюдением законодательства в сфере маркировки
  • Проверки по обращениям граждан и организаций
  • Координацию деятельности других контролирующих органов

Механизмы контроля

Проверки соблюдения правил маркировки могут проводиться в различных форматах:

Плановые проверки — проводятся в соответствии с ежегодным планом контрольных мероприятий, который публикуется на сайтах контролирующих органов и в Едином реестре проверок. Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной бизнесу. Предприниматель получает уведомление о плановой проверке не менее чем за 3 рабочих дня.

Внеплановые проверки — могут быть инициированы по следующим основаниям:

  • Жалобы потребителей на неправильную маркировку или контрафактную продукцию
  • Информация о нарушениях от других государственных органов
  • Выявление аномалий в данных системы «Честный ЗНАК» (например, продажа товаров, которые не были введены в оборот)
  • Истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения

Контрольные закупки — эффективный метод выявления нарушений в сфере маркировки, особенно в розничной торговле. Инспектор под видом обычного покупателя приобретает товар и проверяет:

  • Сканирует ли продавец код маркировки при продаже
  • Передаются ли данные в систему «Честный ЗНАК»
  • Содержит ли чек обязательную информацию о маркировке

Автоматизированный мониторинг — система «Честный ЗНАК» имеет встроенные алгоритмы выявления аномалий и подозрительных операций. Например:

  • Многократное использование одного и того же кода маркировки
  • Продажа товаров, которые не были введены в оборот или не имеют полной прослеживаемости
  • Необычные объемы операций, не соответствующие историческим данным компании

На что обращают внимание при проверке

При проведении проверок контролирующие органы обращают внимание на следующие аспекты:

  1. Документальное соответствие:
    • Регистрация в системе «Честный ЗНАК»
    • Наличие договора с оператором ЭДО
    • Доступ к личному кабинету в системе маркировки
    • Своевременность передачи данных в систему
  2. Техническое соответствие:
    • Наличие 2D-сканеров для считывания кодов маркировки
    • Соответствие кассовой техники требованиям ФФД 1.2
    • Наличие фискального накопителя с маркировкой «М»
    • Корректная настройка оборудования для работы с маркировкой
  3. Товарное соответствие:
    • Наличие кодов маркировки на товарах
    • Читаемость и достоверность кодов
    • Соответствие товаров данным в системе «Честный ЗНАК»
    • Правильность вывода товаров из оборота при продаже
  4. Процессы и обучение:
    • Наличие инструкций для персонала по работе с маркированными товарами
    • Уровень подготовки сотрудников
    • Регламенты действий при обнаружении проблемных кодов
    • Процедуры контроля при приемке маркированного товара

Важно понимать, что проверки в сфере маркировки становятся все более технологичными и точечными. Благодаря данным, которые накапливаются в системе «Честный ЗНАК», контролирующие органы могут выявлять нарушения с высокой точностью, обращая внимание именно на те предприятия, где высока вероятность обнаружения нарушений.

Заключение: стоит ли рисковать

Взвешивая все за и против соблюдения правил маркировки, мы приходим к однозначному выводу: игра не стоит свеч. Система обязательной маркировки в России — это не временное явление, а новая реальность бизнеса, и попытки обойти ее требования или экономить на внедрении процессов могут обернуться катастрофическими последствиями.

Финансовые санкции за нарушения действительно значительны: штрафы до 500 000 рублей для юридических лиц, конфискация товара, а в некоторых случаях — уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Если сопоставить эти риски с затратами на легальное внедрение системы маркировки (приобретение сканеров, обновление касс, интеграция с учетными системами), становится очевидно, что соблюдение правил экономически выгоднее.

Помимо прямых финансовых потерь от штрафов, нарушения в сфере маркировки влекут и другие негативные последствия:

  • Репутационные риски, особенно если информация о нарушениях попадет в СМИ
  • Включение в «группу риска» для проверяющих органов, что приведет к более частым проверкам
  • Потенциальные проблемы с поставщиками и партнерами, которые могут отказаться работать с компанией-нарушителем
  • Трудности с привлечением финансирования, поскольку банки негативно относятся к компаниям с историей регуляторных нарушений

В то же время, корректное внедрение процессов маркировки может принести ощутимые выгоды:

  • Защита от недобросовестных поставщиков и контрафактной продукции
  • Повышение эффективности складских операций и учета товаров
  • Снижение потерь от краж и других неучтенных списаний товара
  • Повышение доверия потребителей, которые все чаще проверяют подлинность товаров через приложение «Честный ЗНАК»

С каждым годом система маркировки становится все более интегрированной с другими государственными информационными системами, что делает выявление нарушений все более автоматизированным и неотвратимым. Алгоритмы анализа данных в системе «Честный ЗНАК» постоянно совершенствуются, что позволяет выявлять даже самые изощренные схемы обхода маркировки.

Наш опыт показывает: компании, которые воспринимают маркировку не как обременительное требование, а как инструмент модернизации бизнес-процессов, в долгосрочной перспективе оказываются в выигрыше. Они не только избегают штрафов, но и оптимизируют операционную деятельность, повышают прозрачность бизнеса и укрепляют доверие потребителей.

Подводя итог: выгоднее инвестировать в правильные процессы сейчас, чем расплачиваться за нарушения потом. Маркировка — это не временное явление, а новые правила игры на рынке, и адаптироваться к ним — в интересах каждого участника бизнеса.

Часто задаваемые вопросы

Нужно ли маркировать остатки?

При введении обязательной маркировки для новой товарной группы возникает вопрос о судьбе товарных остатков — продукции, которая была закуплена до начала обязательной маркировки, но еще находится на складах или в магазинах.

Да, маркировать остатки необходимо, но для них предусмотрен упрощенный порядок. Для большинства товарных групп правительство устанавливает переходный период, в течение которого участники рынка должны промаркировать имеющиеся остатки.

Процедура маркировки остатков отличается от стандартной:

  1. Регистрация в системе «Честный ЗНАК» по соответствующей товарной группе
  2. Инвентаризация и подготовка описи остатков (требуется меньше характеристик товара)
  3. Заказ кодов маркировки для остатков в личном кабинете системы
  4. Нанесение полученных кодов на товар (обычно в виде стикеров)
  5. Ввод остатков в оборот через личный кабинет «Честного ЗНАКа»

Важно отметить, что для остатков не требуется указывать сведения о разрешительной документации (сертификатах, декларациях соответствия), что существенно упрощает процесс.

Сроки маркировки остатков различаются для разных товарных групп. Например, для обуви они составляли 8 месяцев с момента введения обязательной маркировки, для молочной продукции — 300 дней, для упакованной воды — 6 месяцев.

После истечения установленного срока продажа немаркированных остатков запрещена и влечет те же штрафы, что и продажа любой другой немаркированной продукции: от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 300 000 рублей для юридических лиц с конфискацией товара.

Можно ли работать без регистрации в «Честном ЗНАКе»?

Нет, работа с маркированными товарами без регистрации в системе «Честный ЗНАК» является нарушением законодательства и влечет административную ответственность.

Согласно КоАП РФ, отсутствие регистрации в установленные сроки может повлечь:

  • Для должностных лиц — штраф от 1 000 до 10 000 рублей или предупреждение
  • Для юридических лиц — штраф от 50 000 до 100 000 рублей

Законодательство обязывает всех участников оборота маркированной продукции (производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов) зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» по соответствующим товарным группам.

Сроки регистрации обычно устанавливаются правительственным постановлением для каждой товарной группы. Если вы только начинаете работать с маркированной продукцией, на регистрацию дается 7 календарных дней с момента первой операции с такими товарами.

Регистрация в системе «Честный ЗНАК» не является сложной процедурой и требует:

  1. Наличия усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)
  2. Доступа к интернету
  3. Заполнения регистрационной формы на портале честныйзнак.рф

После регистрации участнику оборота открывается доступ к личному кабинету, через который он может заказывать коды маркировки, вводить товары в оборот, отслеживать движение маркированной продукции и выполнять другие операции, предусмотренные системой.

Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что если они не производят и не импортируют товары, подлежащие маркировке, а только продают их, то регистрация не требуется. Это неверно — регистрация обязательна для всех участников цепочки, включая розничных продавцов.

Кто оплачивает нанесение маркировки — поставщик или продавец?

Ответственность за нанесение кодов маркировки и их оплату распределяется следующим образом:

Для новых товаров: Обязанность по нанесению кодов маркировки и их оплате лежит на том, кто вводит товар в оборот:

  • Для отечественных товаров — это производитель
  • Для импортных товаров — это импортер

Стоимость кода маркировки на большинство товаров составляет 50 копеек без учета НДС. Исключение — табачная продукция (стоимость кода 50 копеек с учетом НДС) и альтернативная табачная продукция (8 рублей без учета НДС). Для лекарственных препаратов коды маркировки предоставляются бесплатно.

Розничный продавец не должен платить за коды маркировки на товары, которые он получает от поставщиков. Более того, поставщик не имеет права перекладывать эти расходы на продавца в виде дополнительных наценок или сборов.

Для товарных остатков: Ситуация иная. Если на момент введения обязательной маркировки у розничного продавца имеются товарные остатки, то ответственность за их маркировку и оплату кодов ложится на самого продавца.

Для возвратов: В случае, когда потребитель возвращает товар с поврежденным или нечитаемым кодом маркировки, ответственность за перемаркировку и оплату новых кодов ложится на того участника оборота, кто принимает товар обратно (обычно это розничный продавец).

На практике возникают спорные ситуации, когда поставщики пытаются включить стоимость маркировки в цену товара или взимать дополнительную плату за маркировку. С юридической точки зрения, если речь идет о новых товарах (не остатках), такие действия неправомерны. В договоре поставки рекомендуется четко прописать, что стоимость нанесения кодов маркировки включена в цену товара и не подлежит отдельной оплате.

Важно помнить, что независимо от того, кто оплачивает нанесение маркировки, ответственность за продажу товара без маркировки или с нарушением правил маркировки несет тот, у кого этот товар находится в момент выявления нарушения.

Дата: 5 июня 2025
Читайте также
Статьи
28 октября 2024
Как создать и проверить МЧД на сайте nalog.ru

Электронные доверенности становятся неотъемлемой частью документооборота в бизнесе и государственном управлении. С внедрением машиночитаемых доверенностей (МЧД) компаниям стало проще управлять полномочиями сотрудников и взаимодействовать с контрагентами.

Статьи
5 мая 2025
МЧД для ФНС в 2025: как оформить без ошибок

В 2025 году требования ФНС к машиночитаемым доверенностям заметно изменились — и это поставило в тупик даже опытных юристов. В этой статье мы расскажем, как подготовить МЧД, чтобы она прошла проверку, какие форматы и поля обязательны, а каких ошибок стоит избегать. Материал будет особенно полезен компаниям, которые уже оформляют МЧД или только начинают внедрение ЭДО с ФНС.

Статьи
19 мая 2025
ИСПДн в 2025: как устроена система защиты данных

Если вы храните ФИО сотрудников, клиентов или даже адрес электронной почты — вы уже обрабатываете персональные данные и обязаны соблюдать закон. Эта статья поможет понять, что входит в ИСПДн, зачем нужна защита, кто за неё отвечает и как грамотно организовать процесс в своей компании. Полезно для руководителей, ИБ-специалистов и всех, кто работает с ПДн — от кадровиков до стартаперов.

Статьи
28 мая 2025
Ликвидация ООО без суда в 2025: когда вмешается налоговая

Владельцы неработающих ООО нередко выбирают тактику «ничего не делать» — ни отчётности, ни движений по счету, ни даже переадресации писем из налоговой. И зря. Если вы хотите сохранить юридическое лицо или, наоборот, закрыть его грамотно — этот материал для вас. Обсудим, как налоговая выявляет «мертвые» компании, когда и как запускается механизм принудительной ликвидации, чем это грозит и можно ли всё повернуть в свою пользу.

Статьи
22 мая 2025
МЧД для кадрового ЭДО в 2025: как не потеряться в XML

Машиночитаемая доверенность (МЧД) становится ключевым элементом кадрового электронного документооборота с осени 2024 года. Особенно это важно для компаний, использующих КЭДО. В этом материале рассказываем, как оформить МЧД, какие документы без неё будут недействительны, какие сервисы её поддерживают и какие ошибки чаще всего мешают внедрению. Полезно для HR, бухгалтеров, IT и директоров — всех, кто сталкивается с ЭДО.

Статьи
20 мая 2025
Как корректно отозвать МЧД в 2025

Машиночитаемая доверенность — это удобно, пока она в нужных руках. Но стоит сотруднику уйти, ошибиться или выйти за рамки полномочий — и компания рискует. В этом материале вы узнаете, кто и как может отозвать МЧД, какие последствия это влечет, как оформить отзыв через Контур, ФНС и другие платформы. Особенно полезно для юристов, кадровиков и IT-специалистов, отвечающих за ЭДО.

Статьи
20 июня 2025
Фискальный накопитель для онлайн-кассы в 2025

Кажется, что купить фискальный накопитель — дело пары минут. Но на практике неправильный выбор оборачивается штрафами и вынужденной заменой через несколько месяцев. В этом материале вы узнаете, как срок действия, формат ФФД, режим работы кассы и ваш налоговый статус влияют на выбор накопителя. Особенно полезно — для тех, кто работает на спецрежимах, продаёт маркированные товары или использует автономные кассы.

Статьи
10 февраля 2025
Google удалил расширение КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in – что делать?

Подробное руководство по работе с электронной подписью после удаления КриптоПро из Chrome Web Store. Альтернативные браузеры, инструкция по установке и решения для бизнеса.

Статьи
10 февраля 2025
МЧД в 2025 полный гид по работе

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – это важная часть цифровой трансформации бизнеса, обеспечивающая безопасность и удобство в электронном документообороте. В статье подробно объясняется, что такое МЧД, как она работает, для чего используется, а также как правильно оформляется в 2025 году. Мы также рассмотрим важные изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года, и ключевые этапы создания МЧД, включая подготовку электронной подписи и регистрацию доверенности.

Пожалуйста, заполните необходимые поля